Итоговое сочинение. Что почитать?

sochinenieУже в начале декабря нынешним выпускникам – одиннадцатиклассникам предстоит довольно сложное испытание – итоговое сочинение. Сложность в том, что сочинение это должно быть написано на основе литературного материала. Что почитать? Каким материалом воспользоваться? Как доказать свою мысль? Об этом и многом другом я буду писать здесь.

Первый ваш шаг   — освежить в памяти знакомый литературный материал и начитать то, что еще успеете.

Рекомендую вам завести тетрадку, в которую вы будете записывать основное. 1. Автор и название произведения; 2. Имена и фамилии героев; 3. Ситуация, соответствующая тематическому направлению; 4. Цитаты.  Сделайте это в виде таблички. И тогда накануне экзамена вам нужно будет только пролистать тетрадку, и вы все вспомните.

Итак, в школьной программе есть два произведения, на основе которых можно раскрыть, кажется, любую тему. Это «Война и мир» Льва Толстого и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Очень рекомендую вам хорошо знать «Евгения Онегина», поскольку он небольшой, легко читается и очень легко учится прямо целыми кусками.  «Войну и мир» же рекомендую хотя бы фильм посмотреть (если прочитали–  вообще замечательно!).

Далее я распределила произведения по тематическим блокам.

«Разум и чувство»

У.Шекспир «Гамлет»

Н. Карамзин «Бедная Лиза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Лирика

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

А.Н. Островский «Гроза»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»

Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви»

И.Бунин «Солнечный удар», «Легкое дыхание»

А.Куприн «Гранатовый браслет»

А. и Б. Стругацкие «Трудно быть Богом»

Дж. Купер «Следопыт, или На берегах Онтарио»

«Честь и бесчестие»

Н.Карамзин «Бедная Лиза»

К.Рылеев «Иван Сусанин»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

А.Н. Островский «Гроза»

Ф.Достоевский «Идиот»

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

В.Быков «Сотников»

А. Ахматова «Реквием»

«Победа и поражение»

«Слово о полку Игореве»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С Пушкин «Капитанская дочка»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Б. Васильев «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей»

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Э.Хемингуэй «Старик и море»

«Опыт и ошибки»

Д.И. Фонвизин «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Ф. Достоевский  «Преступление и наказание»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.П. Чехов «Ионыч»

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

Е. Замятин «Мы»

В.А.Каверин «Открытая книга»

А.Кронин «Цитадель», «Замок Броуди»

Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе»

«Дружба и вражда»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Лирика

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванрович с Иваном Никифоровичем»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

У. Голдинг «Повелитель мух»

В.А. Каверин «Два капитана»

Это лишь то немногое, что вспомнилось сейчас. Буду рада дополнениям! Если статья была полезна, подписывайтесь на новости сайта на главной странице. А в пятницу поговорим о критериях оценки и о том, на что нужно обратить внимание. До скорой встречи.