Узнал — отработай

Очень часто в работе с учениками я сталкиваюсь с запросом: «Правила знает, но пишет безграмотно»зубрить.  Диагностирую. Выясняется, что да, правила ученик действительно знает. Но… не знает, что такое причастие\деепричастие\ грамматическая основа. Т.е. правило он просто вызубрил.  И мне становится очень и очень грустно.

  • Да, когда у тебя проблемы с грамотностью, можно и нужно открыть учебник, спрашивать у учителя или искать курсы (мои или не мои- не важно).
  • Да, когда ты не отличаешь причастие от деепричастия, можно и нужно читать и уточнять теорию.
  • Да, когда ты не знаешь, как найти метафору, необходимо сначала выяснить, что это  такое.

Но многих «засасывает» теория. Они вызубривают правила, определения, понятия и на этом останавливаются. Спросишь у доски — правило знает. А проблема остается  и растет снежным комом. И вот время подходит к ЕГЭ, и начинается паника.

Чтобы избежать таких неприятностей, существует старая-старая методика, которую я называю «узнал — отработай». Т.е. открыли вы, например, учебник, прочитали правило про корни с чередованием. А дальше — остановитесь и сделайте упражнение. Пусть маленькое и устное, пусть «не задали», но посмотрите, как правило работает.  И не беда, если вам придется двадцать раз в правило посмотреть. Сейчас вам важно понять механизм на практике. А дальше оно обязательно  поселится в вашей голове и будет возникать по мере необходимости.

Или вот забыли вы вдруг, что такое деепричастие. Откройте учебник, прочитайте теорию и сразу же выполните упражнение (пусть маленькое и устное). И пусть вы снова будете заглядывать и сверяться с теорией, но очень скоро вы не спутаете деепричастие ни с какой другой частью речи.

Знание — это не зубрежка. Знание — это то, что вы можете применить на практике. Обязательно отрабатывайте то, что узнали!